Дмитриевский собор

Строительство собора шло во времена правления князя Всеволода Большое гнездо, однако точную дату постройки собора часть исследователей назвать не могут, Воронин Н.Н. считает, что собор построен в 1194-1197 годах, а в 90-е годы Тимофеева Т.П обнаружила летописные данные, позволяющие утверждать, что собор построен в 1191 году. О соборе сказано, что князь на своем дворе построил прекрасную церковь в честь святого мученика Дмитрия и украсил ее росписью и иконами. Собор был центральным храмом дворцового ансамбля князя Всеволода Большое гнездо, который, к сожалению, не сохранился ло наших дней. Дворцовый ансамбль располагался на городском холме. Изначально собор опоясывали галереи, а к его углам примыкали пристройки в виде башен с лестницей на хоры и переходы во дворец. На нижнем ярусе стен присутствуют только перспективные порталы с архивольтами: полукруглыми резными завершениями. Выше же стены собора украшены большим количеством рельефов (около 600), изображающих святых, мифических и реальных животных, всадников, птиц, замысловатых трав и цветов, а вот изображений церковного характера встречается очень мало. Центром скульптурных копмозиций на каждом фасаде служит царь Давид. А на северном фасаде, в его восточной закомаре присутствует портрет князя Всеволода с сыновьями, который и построил собор. При этом в восточной закомаре южного ффасада изображен рельеф, повествующий о вознесении Александра Македонского, что говорит об обожествлении власти царей. Все вместе говорит о божественном величии князя Всеволода и всей земли Владимирской. Собор является образцом одноглавого четырехстолпного храма. Нужно отметить, что такое покрытие стен здания рельефами нехарактерно для русского зодчества. Тем не менее, собор являет собой жемчужину владимирского зодчества, тем более, что ве рельефы и скульптурные композиции собора созданы владимирскими резчиками, которые в соей работе опирались на лучшие образцы русского и зарубежного прикладного искусства. В резьбе можно увидеть следы двух способах работы: одного, тяготеющего к плоскому изображению, что свидетельствует, об активном использовании приемов деревянной резьбы, а использование второго говорит оь овладении новыми техниками работы с новым материалом — камнем и о умении выточить из камня округлый рельеф. Некоторые из рельефов пострадали от времени и были реставрированы в 1843 году, основная же масса сохранилась в первоначальном виде. Внутри собора собора до нашего времени уцелело несколько фрагментов фресок XII века, в том числе фрагменты картины «Страшный суд». Сейчас собор работает как музей, внутри поодерживается постоянная температура и влажность, поскольку от окружающей среды собор и остатки ценных фресок XII века разрушаются. Экспозиция, представленная в соборе, носит название «Уникальный памятник белокаменного зодчества» и рассказывает об истории Дмитриевского собора, реставрации и сохранении данного памятника.