Успенская (Богородицкая) церковь


Строилась церковь с 1645 по 1649 годы разбогатевшими выходцами их посадского люда, торговцами, которые впоследствии стали родоначальниками купеческих фамилий дореволюционного Владимира. Церковь представляет собой один из лучших архитектурных памятников XVII века. Она передает значительный период русской культуры, отмеченный расцветом ярких и самобытных национальных черт. В ее архитектуре и убранстве отображаются народные вкусы и нарядность, а также чуткая восприимчивость народных мастеров к гармонии и законам красоты. Также его облик позволяет узнать вкусы тогдашнего «третьего сословия». Храм замечательно поставлен на той же южной кромке городских высот, на которой ставили свои белокаменные соборы зодчие и архитекторы XII века. Как раз восточное крыло южного «фасада» города и завершается Успенской церковью. А благодаря своим тесно поставленным пяти главам, которые увенчивают ее как бы пучком, церковь не потерялась в городской панораме и была видна и из-за реки и из Среднего города, несмотря на пониженность рельефа по сравнению с городским центром. Успенская церковь — это церковь с трапезной и с колокольней на ее торце. Главка трапезной была покрыта зеленой черепицей. Ко входам подводят крыльца. Особенно ярко талант зодчего виден в колокольне. Ее нижний четверик быыл использован для устройства первого яруса звона и был прорезан широкими полукруглыми арками. Зодчий опустил восмерик, вместо того, чтобы поднять его над четвериком, как обычно делали, зато он сделал ярус звона очень неповторимым. Он вытянут, а его диагональные грани и арки уже граней и арок по осям постройки. Так же вытянуты и утончены окна. При этой церкви был небольшой монастырь, так что вокруг нее располагались служебные и жилые здания, а также была окружена оградой, в которой было двое каменных ворот. Древний интерьер церкви судя по его старой описи тоже очень наряден и красочен. Стены паперти были расписаны цветистой росписью, сейчас остатки ее фрагментов можно увидеть около северного и западного входов. Слева от западного входа в резном белокаменном киоте с двумя кокошниками также можно увидеть сохранившуюся резную запись о постройке храма владимирским богатым сословием. Высокое и светлое помещение храма также было украшено росписью; зодчие позаботились о его акустике, устроив в стенах резонаторы — голосники. Иконы в иконостасе были окаймлены лентами тисненого серебра, а царские врата и шатровая надпрестольная сень писаны сусальным золотом, серебром и красками. В 1961 году храм реставрировали А.В. и И.А. Столетовы. В настоящее время храм принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви.